Опыт записи и редактирования видео на ПК

Рекомендации, содержащиеся в предлагаемой статье, предназначены для тех, кто хочет записывать видео на компьютере, ограничившись покупкой недорогой платы TV-тюнера (для этого нужен процессор с тактовой частотой как минимум 250 МГц, а желательно - не менее 400 МГц). Тем же, кто может покупать профессиональные платы оцифровки, а также платы ввода цифрового видео, будут полезны советы по редактированию видеозаписей, вставке титров и т. п.

Выбор формата записи

Самый древний формат записи видео - avi, при котором в памяти компьютера остается каждая точка изображения. Он обеспечивает максимально высокое качество, но требует десятков и сотен гигабайт места на жестком диске для фильма продолжительностью 1 ч, что для рядового пользователя неприемлемо. Формат avi можно порекомендовать только тогда, когда вам нужно переписать фильм с видеокассеты на компьютер, отредактировать его и снова записать на видеокассету (все форматы MPEG, о которых речь пойдет ниже, вносят в изображение искажения, поэтому такие фильмы, будучи переписанными с компьютера на видеокассету, выглядят хуже, чем фильмы в формате avi).

Выбор формата зависит от желаемого результата: если запись предполагается смотреть на дисплее монитора с диагональю не более 14-17 дюймов или на экране телевизора с диагональю до 61 см, то вам совершенно ни к чему такое высокое качество, которое дает формат avi. При указанных размерах экрана вести запись стоит в формате MPEG-1, который требует для фильма длительностью 1 ч 600 Мбайт (стандартный вариант) или 1 Гбайт (улучшенный вариант) дискового пространства.

Если видео планируется смотреть, например, на экране домашнего кинотеатра с диагональю больше 61 см, то рекомендуется формат MPEG-2. Он обеспечивает заметно более высокое качество, чем MPEG-1 и MPEG-4, но требовательнее к ресурсам. Вам придется покупать огромные жесткие диски (емкостью не менее 60 Гбайт), ведь для записи 1 мин фильма в этом формате нужно 40 Мбайт. Кроме того, наверняка вы будете вынуждены записывать фильм сначала в формате avi, поскольку, как правило, невозможно обычными программными средствами редактировать записи в формате MPEG-2. Наконец, далеко не каждый компьютер сможет записать видео в формате MPEG-2 в реальном времени - только Pentium 4-1500 или выше.

Другие возможные стандарты - Аsf и MPEG-4. Первый из них также требует много места на жестком диске, и я не рекомендую его применять в домашней студии. Второй позволяет записать фильм продолжительностью в 1 ч на диске емкостью всего в 300 Мбайт, но при очень жестких условиях: если в записи нет помех (а при записи фильма с телеэфира, как правило, помехи имеются), быстрых смен сцен, а также слишком частых мельканий прожекторов. Поэтому хотя MPEG-4 и обеспечивает высокую степень сжатия, далеко не для всякой записи он годится. Кроме того, из-за специфики MPEG-4 не получается записывать в реальном времени фильм в этом формате (по крайней мере, пока большинству пользователей не станут доступными процессоры с тактовой частотой не ниже 2 ГГц).

Таким образом, пользователям рекомендуется записывать фильмы в реальном времени в формате MPEG-1, редактировать их в том же формате и перекодировать полученное видео в формат MPEG-4 для сокращения размера файла, если это возможно, - бывает, MPEG-4 капризничает.

Особенности аппаратной конфигурации

Вариантов сочетаний системная плата-видеоплата-звуковая плата-плата TV-тюнера очень и очень много, и нередко возникают отказы, связанные с несовместимостью этих устройств. Так, я убедился на собственном опыте, что хорошая видеоплата Radeon VE не всегда корректно работает с исправной, но устаревшей системной платой Asus P2B. Потому прежде чем рассказывать о специфике записи видео в прикладных программах, привожу описание конфигурации компьютера, на котором эти программы устанавливались. Однако не могу гарантировать, что на другом ПК такой же мощности эти приложения дадут аналогичные результаты. Кроме того, учитывайте, что при обработке видео производительность процессоров Celeron и Duron ниже, чем у Pentium II. Так что если для программы требуется компьютер на базе Pentium II с тактовой частотой 450 МГц, то при использовании процессоров Celeron или Duron частота должна быть не ниже 700 МГц.

Итак, конфигурация компьютера:

  • процессор Pentium II-450;
  • системная плата Asus P2B;
  • видеоплата AGP Asus i2740 с 8-Мбайт видеопамятью, видеовходом-выходом и входом-выходом S-Video;
  • плата ввода видео - TV-тюнер Aver Media TV-Capture-98 w-vcr с пультом ДУ;
  • звуковая плата Creative AWE 64;
  • 64-Мбайт ОЗУ (недавно заменил на 256-Мбайт РС133 и никакой разницы для записи видео не увидел);
  • SCSI-контроллер Tekram DC-390F SCSI-3 Ultra Wide;
  • жесткий диск Seagate, оснащенный интерфейсом IDE, с емкостью 20 Гбайт и скоростью вращения 5400 об/мин (установлена Windows Mе);
  • жесткий диск Seagate, снабженный интерфейсом SCSI, с емкостью 4 Гбайт и скоростью передачи данных 10 Мбайт/с (установлена ОС Windows 98);
  • жесткий диск Seagate с интерфейсом SCSI, имеющий емкость 9 Гбайт, заявленную скорость передачи данных 20 Мбайт/с (практика показала, что реально запись видео производится с максимальной скоростью 7 Мбайт/с, а чтение - 9 Мбайт/с);
  • 10Х/40Х DVD-ROM IDE Pioneer DVD-114;
  • СD-R Matsuhita CW-7502 SCSI (максимальная скорость записи CD-R - 4X);
  • CD-ROM Plextor PX-8XCS SCSI;
  • магнитооптический накопитель 640/230-Мбайт SCSI Fujitsu M2513A;
  • накопитель LS-120 IDE Matsuhita COSM 03;
  • дисковод для гибких дисков.

Отмечу также, что изначально частота системной шины была равна 66 МГц, а тактовая частота процессора - 300 МГц. Однако их было не достаточно для записи видео и аудио. Поэтому через некоторое время я поднял частоту шины до 100 МГц, и тогда тактовая частота процессора увеличилась до 450 МГц, частота шины памяти также возросла до 100 МГц вместо 66, а частота AGP получилась равной 100 МГц. Значит, на системной плате Asus P2B одна перемычка влияет сразу на три шины - памяти, AGP и процессора.

Выбор ПО

Все рекомендуемые ниже прикладные программы по обработке видео я использовал, работая в Windows 98:

WinVCR-2 - для записи видео в реальном времени в формате MPEG-1 с антенного и видеовхода, а также со входа S-Video.

iFilmEdit - для простейших операций редактирования (вырезание рекламы, склейка фрагментов в один фильм и т. п.).

AVI Constructor - для создания титров в любительском (снятом с камеры) фильме.

DVMPEG - для манипуляций со звуком: озвучивание «немого» кино, вырезание звука из фильма или его редактирование (например, перевод на русский язык) в других звуковых программах и повторная вклейка.

TMPG - для конвертирования в формат MPEG-1 созданных в AVI Constructor титров и их озвучивания (вставка звукового файла).

MPEG Layer-3 Producer и VirtualDub - для перекодирования записей в MPEG-4. Последняя программа годится для синхронизации скорости звука и видео. Значит, если имеется файл, в котором звук отстает от изображения или опережает его, то в VirtualDub можно быстро и легко устранить этот недостаток.

Ну а теперь пришло время перейти к практическим советам по работе с перечисленными программами, помогающими записывать и редактировать фильмы, перекодировать форматы и т. д.

Запись фильма, вырезка р